«Симбирский курьер» №12 от 27 января 2000года.
Художник, что рисует свет.
Глядя на работы Александра Ивановича
Маркелычева - фотографа в Ульяновске известного и уважаемого, - удивляешься его
способности ловить мгновение, когда даже в самых хмурых глазах зажигается свет.
Будто остался на пленке солнечный зайчик - так и веет с обычной фотобумаги
теплотой души. Александр Иванович - личность незаурядная. В свои 91 с хвостиком
он пишет картины, шефствует над ребятишками из 31-й школы, щедро делится
воспоминаниями.
Фотокор на
соборе
Родился
Маркелычев в самом центре Симбирска, на Панской улице (ныне Энгельса). Отец
его был одним из лучших портных города -
сам губернатор заказывал у него одежду. Александр Иванович вспоминает,
что жили они по соседству с семьей Михаила Гимова – того самого, в чью честь
потом назовут одну из улиц Ульяновска, - «отец даже крестил дочь Гимова -
Надю». Когда юноше исполнилось 19 лет, умер глава семьи. Александр Иванович
отправился работать. «Отец хотел, чтобы я пошел по его стопам - стал портным.
Но я с детства очень уж любил рисовать...» Маркелычев писал вывески на
магазины: «Толкачевы», «Гарины», «Мунтян-Шер»... В те годы все горожане знали:
если написано «Юдин» - это мануфактура, «Пастухов» - одежда. А самой броской
вывеской в центре города была 10-метровая «Симбирск-пиво». Работы Александру
Ивановичу хватало - писал номера на домах, с образованием СССР рисовал на
красных флагах серп и молот. В 1925 году Маркелычев устроился пионервожатым в
Дом работников просвещения. Подрабатывал истопником и художником-оформителем.
Тут-то и настигла его Судьба.
Был в Доме
работников просвещения у Александра Ивановича друг - «инициативный парень»,
занимающийся фотоделом. Загорелся и Маркелычев - молодые люди изготовили по
собственным чертежам фотоаппарат. Сия конструкция представляла собой темный
ящик с двумя дырочками - «объективом» и «видоискателем», в который
вставлялась специальная кассета. Выдержка в этом чуде техники длилась аж 30
минут. А фотографии, как ни странно, получались приличные. Настоящий
профессиональный фотоаппарат стоил в 1926 -27 году, как три хороших дома...
В начале 30-х Александр Иванович ушел служить в армию. Судьба забросила
его на Дальний Восток. Молодой человек считался одним из лучших солдат - мало
того, что его рота всегда занимала первые места «по оформлению», он еще и
прошел курсы парашютистов и отлично плавал. Еще служа в Самаре, Маркелычев
занял призовое место на чемпионате Приволжского военного округа по прыжкам в
воду. Так ему достался первый фотоаппарат - «Фотокор».
Вернувшись из армии, Александр Иванович начал изучать фотодело. Выбирая
ракурс, порой рисковал жизнью: залез однажды на крышу одного из самых красивых
соборов - Троицкого, - решил снять город с высоты птичьего полета. Забрался с
одной-единственной пластинкой - больше в «Фотокоре» не было, - сфотографировал
вид на парк Свердлова (тогда еще там стояла 25-метровая водонапорная башня), а
спускаться страшно!
В 1935 году
Маркелычев познакомился с сотрудником газеты «Пролетарский путь», который и
пригласил его в редакцию. Там Александр Иванович получил свое первое задание -
сфотографировать студентов строительного техникума, работающих над дипломными
проектами. Ответственный секретарь «Пролетарского пути» писатель Лев Правдин,
получив снимок стажера, не поверил глазам: «Эта фотография не может быть
сделана «Фотокором», у Вас другой, лучший, аппарат!». Так Маркелычев стал фотокорреспондентом
газеты, позднее сменившей название на «Ульяновская правда». А через год его
приняли в Куйбышевское отделение фотохроники ТАСС.
Даже во время войны Маркелычеву пришлось заниматься фотоделом. На реке
Свирь дислоцировалась фоторота разведывательной дивизии авиационных войск.
Александр Иванович дослужился до замначальника отдела разведки, дошел до Северной
Норвегии, был награжден орденом Красной Звезды. Правда, сетует Марке- лычев,
летать довелось совсем немного - «уж слишком длинным был мой язык - не для фашистского
плена». Вернувшись домой, Александр Иванович вновь стал фотокором «Ульяновской
правды». В 1961 году он организовал первую городскую фотовыставку «Ульяновск -
родина Ленина», проходящую по сей день. А любительские фильмы о нашем городе,
снятые детишками под руководством Маркелычева на 8-миллиметровой пленке,
получили награды ВДНХ и демонстрировались даже за границей!
В далеких 20-х годах Судьба свела Маркелычева с одним из именитых
наших земляков - художником Дмитрием Архангельским (его называют учителем
Аркадия Пластова). В то время Дмитрий Иванович активно участвовал в подготовке
праздника в Доме работников просвещения. Молодежь же в основном делала декорации
для спектаклей и писала лозунги. Однажды Маркелычев с другом разрисовывали
сцену, а чтобы никто не мешал, закрыли занавес. Вдруг завеса открывается и
входит пожилой мужчина: «Так-так, мудруете?». У 20-летнего Саши затряслись
колени - сам Архангельский пришел! А через некоторое время Маркелычев уже
помогалмэтру творить.
Дмитрий Иванович разрисовал внутренности кинотеатра «Художественный», пострадавшего
от пожара, писал «вид на город Ульяновск с острова Середыш». Маркелычев вспоминает:
«Я заглянул в холл, а Архангельский на стропилах стоит. «А, Саня пришел! Ну-ка,
давай, рисуй на крышах домов дощечки». Я сбегал за линейкой с карандашом,
только примерился - художник смеется: «Зачем ты с линейкой-то? Ты вот так,
мазочками чиркай...» Так они и подружились.
Дмитрий Иванович был человеком редкой доброты. Маркелычев называл его
«дед», «дядя Митя». Мастерство Архангельского перенять было очень сложно, тем
более что предпочитал он акварель - краски сложные, с характером. «Наблюдать за
тем, как дед рисовал, было безумно интересно, - рассказывает Александр
Иванович. - Сидит на пеньке, смотрит перед собой - рисует. Все ему интересно.
Как-то в год, : когда я был начальником самого первого ульяновского пионерского
лагеря, расположенного в Крестовых Городищах, пошли мы с ребятами на озеро.
Смотрим: гражданин какой-то ходит. Подходим - Архангельский! «Дядя Митя, ты-то
что тут делаешь?» - «Не мешай, Саня, работать надо» - сидит и рисует какой-то
неприглядный сарайчик. «Да неужели ты приехал сюда за этим?» - «Что ты, Саня,
таких сарайчиков нет больше нигде!».
После войны Архангельский жил в Подмосковье, в местечке Родники. Перед
образованием Куйбышевского водохранилища художник отправился в экспедицию -
зарисовать пока еще не затопленные места под Казанью. В Ульяновске Дмитрий
Иванович встретился с Маркелы- чевым. Увидел одну из первых цветных работ
фотографа - здание сельхозинститута осенью - и растаял: «Саня, забери все мои
картины, только отдай мне это чудо». Фотографию Маркелычев, конечно, подарил.
Но и мэтр отдарился: в коллекции Александра Ивановича более 40 акварелей
Архангельского: пейзажи, прозрачные, как терпкий осенний воздух, полные
прелести русской природы... «Вот какой я богатый!» - говорит Маркелычев.
Богатством Александр Иванович делился - картины мэтра выставлялись в Москве, в
НИИ метеорологии, где работает Маркелычев - младший. А еще Александр Иванович -
обладатель редких фотографий Архангельского, сделанных собственноручно.
Солнечные пейзажи
В 1988 году, как раз в годовщину своего 80-летия, Маркелычев начал
писать картины. Просто взял старые сухие краски, попробовал - и вот уже 11 лет
не оставляет его вдохновение. «Бабушка ругается, а я балуюсь», - смеется
Александр Иванович. Пишет он пейзажи с натуры - выезжает на природу, что-то
делает по памяти или по старым фотографиям. Воскресла с помощью кисти
Маркелычева церковь Петра и Павла на спуске Степана Разина - освещается
закатным солнцем, обдувается ветерком с тихой Волги. Пейзажи Александра
Ивановича знакомые и родственники называют «солнечными» - нет в них грусти,
даже там, где небо закрыто тучами.
Виктория ЧЕРНЫШЕВА
|