Вторник
23.04.2024
09:31
 
Сайт Владимира Кочеткова
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
В. Кочетков [4]
В. Ламзин [1]
В.Королев [2]
А. Милашкин [1]
М. Вялов [2]
А. Пантелеев [1]
Л. Валеев [3]
С. Ершов [1]
Е. Нейгум [1]
В. Шорин [1]
А. Галагоза [1]
Л. Игонин [1]
Г. Иванов [1]
А. Жданов [1]
А. Маркелычев [1]
В. Щепетков [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Архив статей » А. Маркелычев

СТАТЬЯ

«Симбирский курьер» №12 от 27 января 2000года.

Художник, что рисует свет.

 

Глядя на работы Александра Ивановича Маркелычева - фотографа в Ульяновске известного и уважаемого, - удивляешься его способности ловить мгновение, когда даже в самых хмурых глазах зажигается свет. Будто остался на пленке солнечный зайчик - так и веет с обычной фотобумаги теплотой души. Александр Иванович - личность незаурядная. В свои 91 с хвостиком он пишет картины, шефствует над ребятишками из 31-й школы, щедро делится воспоминаниями.

Фотокор на соборе

Родился Маркелычев в самом центре Сим­бирска, на Панской улице (ныне Энгельса). Отец его был одним из лучших портных города -  сам губернатор заказывал у него одежду. Александр Иванович вспоминает, что жили они по сосед­ству с семьей Михаила Гимова – того самого, в чью честь потом назовут одну из улиц Ульяновска, - «отец даже крестил дочь Гимова - Надю». Когда юноше исполнилось 19 лет, умер глава семьи. Александр Иванович отправился работать. «Отец хотел, чтобы я пошел по его стопам - стал портным. Но я с детства очень уж любил рисо­вать...» Маркелычев писал вывески на магазины: «Толкачевы», «Гарины», «Мунтян-Шер»... В те годы все горожане знали: если написано «Юдин» - это ма­нуфактура, «Пастухов» - одежда. А са­мой броской вывеской в центре города была 10-метровая «Симбирск-пиво». Работы Александру Ивановичу хва­тало - писал номера на домах, с образо­ванием СССР рисовал на красных фла­гах серп и молот. В 1925 году Маркелы­чев устроился пионервожатым в Дом ра­ботников просвещения. Подрабатывал истопником и художником-оформите­лем. Тут-то и настигла его Судьба.

Был в Доме работников просвеще­ния у Александра Ивановича друг - «ини­циативный парень», занимающийся фо­тоделом. Загорелся и Маркелычев - мо­лодые люди изготовили по собственным чертежам фотоаппарат. Сия конструкция представляла собой темный ящик с дву­мя дырочками - «объективом» и «видо­искателем», в который вставлялась спе­циальная кассета. Выдержка в этом чуде техники длилась аж 30 минут. А фотографии, как ни странно, получались приличные. Настоя­щий профессиональный фотоаппарат стоил в 1926 -27 году, как три хороших  дома...

В начале 30-х Александр Иванович ушел служить в армию. Судьба забросила его на Даль­ний Восток. Молодой человек считался одним из лучших солдат - мало того, что его рота все­гда занимала первые места «по оформлению», он еще и прошел курсы парашютистов и отлич­но плавал. Еще служа в Самаре, Маркелычев занял призовое место на чемпионате Приволж­ского военного округа по прыжкам в воду. Так ему достался первый фотоаппарат - «Фотокор».

Вернувшись из армии, Александр Иванович начал изучать фотодело. Выбирая ракурс, порой рисковал жизнью: залез однажды на крышу од­ного из самых красивых соборов - Троицкого, - решил снять город с высоты птичьего полета. Забрался с одной-единственной пластинкой - больше в «Фотокоре» не было, - сфотографи­ровал вид на парк Свердлова (тогда еще там стояла 25-метровая водонапорная башня), а спускаться страшно!

В 1935 году Маркелычев познакомился с сотрудником газеты «Пролетарский путь», кото­рый и пригласил его в редакцию. Там Александр Иванович получил свое первое задание - сфо­тографировать студентов строительного техни­кума, работающих над дипломными проектами. Ответственный секретарь «Пролетарского пути» писатель Лев Правдин, получив снимок стаже­ра, не поверил глазам: «Эта фотография не мо­жет быть сделана «Фотокором», у Вас другой, лучший, аппарат!». Так Маркелычев стал фото­корреспондентом газеты, позднее сменившей название на «Ульяновская правда». А через год его приняли в Куйбышевское отделение фото­хроники ТАСС.

Даже во время войны Маркелычеву при­шлось заниматься фотоделом. На реке Свирь дис­лоцировалась фоторота разведывательной диви­зии авиационных войск. Александр Иванович дослужился до замначальника отдела разведки, дошел до Северной Норвегии, был награжден орденом Красной Звезды. Правда, сетует Марке- лычев, летать довелось совсем немного - «уж слишком длинным был мой язык - не для фаши­стского плена». Вернувшись домой, Александр Иванович вновь стал фотокором «Ульяновской правды». В 1961 году он организовал первую го­родскую фотовыставку «Ульяновск - родина Ле­нина», проходящую по сей день. А любительские фильмы о нашем городе, снятые детишками под руководством Маркелычева на 8-миллиметровой пленке, получили награды ВДНХ и демонстриро­вались даже за границей!

В далеких 20-х годах Судьба свела Маркелы­чева с одним из именитых наших земляков - ху­дожником Дмитрием Архангельским (его назы­вают учителем Аркадия Пластова). В то время Дмитрий Иванович активно участвовал в подго­товке праздника в Доме работников просвеще­ния. Молодежь же в основном делала декора­ции для спектаклей и писала лозунги. Однажды Маркелычев с другом разрисовывали сцену, а чтобы никто не мешал, закрыли занавес. Вдруг завеса открывается и входит пожилой мужчина: «Так-так, мудруете?». У 20-летнего Саши затряс­лись колени - сам Архангельский пришел! А че­рез некоторое время Маркелычев уже помогалмэтру творить. Дмитрий Иванович разрисовал внутренности кинотеатра «Художественный», по­страдавшего от пожара, писал «вид на город Уль­яновск с острова Середыш». Маркелычев вспо­минает: «Я заглянул в холл, а Архангельский на стропилах стоит. «А, Саня пришел! Ну-ка, давай, рисуй на крышах домов дощечки». Я сбегал за линейкой с карандашом, только примерился - ху­дожник смеется: «Зачем ты с линейкой-то? Ты вот так, мазочками чиркай...» Так они и подружились.

Дмитрий Иванович был человеком редкой доброты. Маркелычев называл его «дед», «дядя Митя». Мастерство Архангельского перенять было очень сложно, тем более что предпочитал он акварель - краски сложные, с характером. «Наблюдать за тем, как дед рисовал, было бе­зумно интересно, - рассказывает Александр Иванович. - Сидит на пеньке, смотрит перед собой - рисует. Все ему интересно. Как-то в год, : когда я был начальником самого первого ульяновского пионерского лагеря, расположенного в Крестовых Городищах, пошли мы с ребятами на озеро. Смотрим: гражданин какой-то ходит. Подходим - Архангельский! «Дядя Митя, ты-то что тут делаешь?» - «Не мешай, Саня, работать надо» - сидит и рисует какой-то неприглядный сарайчик. «Да неужели ты приехал сюда за этим?» - «Что ты, Саня, таких сарайчиков нет больше нигде!».


После войны Архангельский жил в Подмос­ковье, в местечке Родники. Перед образовани­ем Куйбышевского водохранилища художник отправился в экспедицию - зарисовать пока еще не затопленные места под Казанью. В Ульянов­ске Дмитрий Иванович встретился с Маркелы- чевым. Увидел одну из первых цветных работ фотографа - здание сельхозинститута осенью - и растаял: «Саня, забери все мои картины, толь­ко отдай мне это чудо». Фотографию Маркелы­чев, конечно, подарил. Но и мэтр отдарился: в коллекции Александра Ивановича более 40 ак­варелей Архангельского: пейзажи, прозрачные, как терпкий осенний воздух, полные прелести русской природы... «Вот какой я богатый!» - го­ворит Маркелычев. Богатством Александр Ива­нович делился - картины мэтра выставлялись в Москве, в НИИ метеорологии, где работает Маркелычев - младший. А еще Александр Иванович - обладатель редких фотографий Архангельс­кого, сделанных собственноручно.


Солнечные пейзажи

В 1988 году, как раз в годовщину своего 80-летия, Маркелычев начал писать картины. Про­сто взял старые сухие краски, попробовал - и вот уже 11 лет не оставляет его вдохновение. «Бабушка ругается, а я балуюсь», - смеется Александр Иванович. Пишет он пейзажи с на­туры - выезжает на природу, что-то делает по памяти или по старым фотографиям. Воскрес­ла с помощью кисти Маркелычева церковь Пет­ра и Павла на спуске Степана Разина - освеща­ется закатным солнцем, обдувается ветерком с тихой Волги. Пейзажи Александра Ивановича знакомые и родственники называют «солнеч­ными» - нет в них грусти, даже там, где небо закрыто тучами.

Виктория ЧЕРНЫШЕВА

Категория: А. Маркелычев | Добавил: колобок (30.07.2011)
Просмотров: 1471 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz