"Заводская трибуна" 14 февраля 1992 годаРАБОЧИЙ И
ХУДОЖНИК
Настоящее
произведение, созданное вдохновением мастера, захватывает душу сразу и
навсегда. Такое чувство я пережил, когда впервые увидел фотографии Владимира
Щепеткова.
Они
привлекали к себе каким-то добрым, внимательным взглядом на мир. Возьми любую
из- них: пейзаж, портрет или натюрморт.
Ну
что, казалось бы, в этом снимке: на подоконнике - ваза с крепкими красными
яблоками, рядом - стакан с соком. Если бы снимок был сделан летом или осенью,
то, может быть, он и не задел, не затронул сердечные струны. По в том-то и
дело, что В.Н. Щепетков
обладает художественным чувством, способностью художественного осмысления.
Ведь дело в том, что на дворе - белым-бело, везде лежат сугробы снега. И
фотография не просто информирует о том, что у хозяев есть свой сад, и они
заготовили немало яблок и нагнали полным- полно сока. Снимок высекает в душе
сокровенные, лирические чувства: и веселые воспоминания о лете, и грусть, что
оно быстро закончилось, - и вносит какой- то уют, когда в доме тепло и светло,
и все в добром здравии. Да и еще много других душевных нюансов, которые словом
трудно и выразить.
Снимок
я так и назвал «...А за окном – зима». С этим названием его увидели
в типографии журналисты других городских многотиражек. Всем без исключения фотография
понравилась. А некоторые даже начали ее выпрашивать, чтобы поместить и в своих
газетах...
Всегда
любопытно и поучительно знать: а как все начиналось, как было в самом начале?
А
началось все в мае 1953 года, когда Володе было десять лет. Жили они тогда в
старом, захолустном переулке города, который начинался у шумной улицы и, словно
убегая от автомобильной суеты и гари, уходил в сторону Волги, пряча свои дома
в яблоневых и вишневых садах.
А
в ту весну сады так буйно цвели, казалось, что ночью кипенно-белое невесомое
облако опустилось сюда с самых высоких небес. И зацепившись за ветки, утром уже
не смогло подняться, набрать высоту.
Отец
несколько дней ходил возбужденный, в каком-то приподнятом настроении. И в
воскресенье привел с собой друга, фотографа-любителя, чтоб он запечатлел навеки
на фоне майской красоты и семью, и дом, и даже дворняжку.
Думается, что здесь
были две причины. Во-первых, у отца была художественная, неравнодушная к прекрасному
натура. (Написанные им акварели были проникновенны и талантливы). А во-вторых,
на фронте его тяжело ранило. И он не знал, как повернет судьба в дальнейшем,
сколько ему отпущено лет? А здесь память останется надолго. И действительно,
так и получилось. Хотя сейчас фотографии уже слегка пожелтели (видимо, тот
фотограф их плохо "закрепил", а может, наоборот, не до конца
промыл), но все равно они чудодейственно воскрешают тот давний май, да так,
что слышится даже запах весеннего сада, яблони и вишни которого подступали
прямо к окошкам.
С
этих - снимков и началось увлечение фотографией. Хотя и до этого у Володи было
любимое дело (и с самого раннего детства перед ним не стояло проблемы, куда в
свободное время себя деть). Он увлеченно и самозабвенно рисовал: и в школе для
стенной газеты, и во Дворце пионеров, в изостудии. Но хорошие дела друг другу не мешают, а наоборот, делают человека
более богатым, разносторонним.
Пришло
время, и Володе купили первый в сто жизни фотоаппарат - "Любитель". С
широкой пленкой и горизонтальным видоискателем. С ним он уж отвел душу.
Десятки раз в разных ракурсах снимал и своих родственников, и школьных
друзей.
А
третьим увлечением, а может, и не третьим, а самой главной мечтой, было небо,
мечтал стать пилотом. Даже во сне он летал не как все: (как обычно бывает? - расправь
руки, подпрыгни - и пари над землей) обязательно за штурвалом самолета, а вернее,-вертолета.
Ведь именно в Сызранское вертолетное училище он и стремился поступить.
Все
уже было готово: окончена школа, пройдена строгая медкомиссия, выдано
направление от военкомата. Но судьба расположила все по- своему, и жизненной
мечте так и не пришлось осуществиться.
Перед
самым отъездом на экзамены тяжело заболел отец (видимо, сказалось фронтовое
ранение). И поступление пришлось отложить. Навсегда.
Хотя
с небом. В. Щепетков связь все же не прерывал: занимался в аэроклубе, прыгал с
парашютом, летал на планерах. Да и в армии он служил в части, что была
непосредственно связана с полетом.
После увольнения в
запас немного поработал на автозаводе, а потом окончательно перешел на
моторный, в цех N 25, где до сих пор, вот уже 23 года, трудится фрезеровщиком.
Работа
нелегкая, требует больших усилий. Наверное, поэтому некоторые хобби отошли на
второй план, а то - и вовсе угасли. А вот фотография не дает покоя душе, как и
в детстве. Владимир Николаевич Щепетков много фотографирует товарищей по
труду. И не просто снимает, а ищет такие моменты, когда в человеке
раскрывается его характер. А это не так-то просто. Оттого порой бывают неудачи.
И все же признание приходит: его фотографии печатает многотиражная и областная
газеты, в заводском музее прошла персональная выставка, выставляется он и в
области. И не только выставляется, но и получает за свои работы дипломы и
премии. Так однажды он поделил первое место на областной выставке с
фотокорреспондентом ТАСС.
В
своем творчестве В.Н. Щепетков не стоит на месте, а постоянно учится, обменивается
опытом с коллегами. Раньше занимался фотоискусством во Дворце профсоюзов,
теперь посещает фотоклуб "Сталкер".
Сейчас
объектом его творческого внимания, главным образом, являются старики. Вот как
об этом он говорит сам: "Сколько пожилые люди повидали за свою жизнь,
сколько всего пережили! Не оттого ли в их усталых глазах всегда светится
философская мудрость и милосердие, которые необходимо понять молодым".
Для
творческого человека всегда очень важно, когда с пониманием относятся к его делу
окружающие. Особенно самые близкие. От этого во многом зависит творческий
взлет, а значит, и удачи. Владимира Николаевича в его увлечении поддерживают
и дочь и жена. Жена, хоть и самый строгий и беспристрастный критик его снимков,
все равно при удаче обязательно от души порадуется. А лучше и вовсе - отнесет
на работу, показать своим подругам, чтобы тоже по достоинству оценили.
Сейчас
В.Н. Щепетков в расцвете физических и творческих сил. И нужно ждать от него
успехов и в труде, за станком, и в творчестве, которому, как и заводу, он
посвятил всю свою жизнь.
В. ДВОРЯНСКОЙ, член Союза писателей России.
"Путь к коммунизму" №23 от 10 июня 1988 года.
Соприкоснись
с прекрасным
В
заводском музее открылась персональная выставка фоторабот В. Н. Щепеткова,
фрезеровщика 25 цеха.
Экспозиция
интересная. В ней представлены работы разных жанров и самой разной тематики.
Фотографии выполнены качественно как в художественном, так и в техническом
смысле.
Натюрморт
с хлебом очень четко передает его фактуру. Пористые кусочки свежего, хорошо
пропеченного хлеба на плетеной хлебнице. Возникает ощущение материальности.
Оригинален
«Натюрморт с замком». «Не запирайте вашу дверь, пусть будет дверь открыта» —
вспомнились слова из песни В. Окуджавы. У автора же цель была иная. Он
мастерски передал игру света и тени, тяжелого металла и уже, как мне
показалось, потемневшего от старости, ветров и дождей дерева со ставшими –
рельефно - выпуклыми кольцами.
Красивы пейзажи «Зима в городе» —
елочка, закутанная в снежную шубку, и «На волжском берегу» - белокрылые чайки,
речной песок и отливающая волна, снятые при помощи длиннофокуской оптики.
А вот
и сюжетная зари совка «Юный механик» Увлеченный мальчишка чинит велосипед.
Неловкая поза ему ничуть не мешает, он поглощен делом. Тема войны, спорта,
детства, многообразие настроении — все это вы найдете в работах В. Н Щепеткова.
Ho самое впечатляющее —
портреты людей «Это мой самый любимый вид съемки, — говорит
Владимир Николаевич, — очень люблю снимать людей рабочих. Но не во время
работы, а так, чтобы видны были глаза, чтобы взгляд поймать прямо в объектив.
Иначе говоря, простыми средствами передать характер»
Его герои — товарищи по работе.
Вроде бы хорошо уже знают друг друга. Интересы, привычки, характеры. Но бывают
минуты, когда во взгляде читается что-то новое, неизвестное. В. И. Щепетков
как бы стремится запечатлеть эти потайные глубины человеческой души, Портреты —
своеобразная повесть о жизни человека труда. «Мой учитель». На снимке изображен
фрезеровщик 25 цеха А. К. Хохлов, у которого учился профессии Владимир
Николаевич. Крупным планом лицо немолодого человека, мудрого и доброго
человека большой души, открытого сердца.
Или вот очень характерный портрет «Бригадир» (М. П.
Вилков). Позади тяжелый день. Редкая минута отдыха. Непринужденная поза, устало
опущены натруженные руки, глаза слегка с насмешливым прищуром. Устал. «Старый
рабочий» (И. Лаптев, токарь инструментальщик 25 цеха
«Депутат
городского Совета» (фрезеровщик В. Сухов), Инструментальщик»... Впрочем, все
это необходимо увидеть. Фотография — постоянное увлечение В. Н. Щепеткова уже
много лет, со школы. Правда этому
предшествовали занятия рисованием, которые, вероятно, и сформировали его
художественный вкус, и сейчас помогают в съемках, в частности, съемках
постановочного кадра.
Увлеченность
искусством фотография настолько велика, что Владимиру Николаевичу, например самому научиться играть в шахматы.
Ему,
как и любому творческому человеку, присуще вдохновение. Правда, он называет
это проще — настроение поснимать.
С благодарностью вспоминает
Владимир Николаевич Б. Д. Тимошенкова из фотостудия Дворца культуры
профсоюзов, который дал «зеленый свет» его работам, посвятил во многие тонкости
фотографии. Здесь появились «маленькие
секреты».
Сейчас
B. Н. Щепетков - постоянный член
областного фотоклуба. Уже выработай свой стиль, свой почерк. А вот «секретов»
почти не стало. В клубе хорошая традиция
— помогать и делиться друг с другом.
Правда, проявители
он готовит по собственному рецепту, взвешивая каждый компонент как в аптеке, с
точностью до миллиграмма.
И еще очень существенное.
Художник в каждой работе оставляет частицу своей души, в каждом отснятом кадре,
остановленное мгновение его жизни.
А как домашние относятся
к занятиям фотографией? Ведь это очень хлопотно и трудоемко, особенно проявлять
пленку, печатать. Владимир Николаевич ответил, что работает свободно.
Жена поддерживает и
помогает, так что на съемки он уходит с легкой душой.» А может, благодаря этому
и создано столько хороших фотографий,
В. Н. Щепетков уже несколько лет подряд
является участником областных выставок «Родина Ильича сегодня», на которых его
работы завоевывали Дипломы I и II степеней.
Посетите
выставку в нашем заводском музее, и вы
получите большое удовольствие.
М. БЛОХИНА.
Фотографии из семейного альбома 2011 года.
Фото из "Золотого фонда"